В этом лонгриде я расскажу о том, как создать онлайн школу, основываясь на своем опыте и своих кейсах.
Когда необходимо делать свою онлайн школу?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разобраться в том, а что вообще такое онлайн школа. Прежде всего, никогда не ставьте знак равенства между онлайн курсом и онлайн школой.
Школа — это образовательная среда. Её цель — создать наиболее комфортные условия для изучения образовательных курсов. Курс — это образовательный продукт. Его цель — передать знания, навыки, мышление или видение слушателям наиболее эффективным способом.
Таким образом, школа заботится о том, чтобы вам было комфортно учиться, а курс отвечает непосредственно за передачу знаний и навыков. Например, одной из важных метрик курса будет «применимость» полученных знаний или навыков на практике. В свою очередь важной метрикой для школы будет % завершения курса и повторная покупка.
Сегодня же, в виду рекламной активности определенных компаний, под школой прежде всего понимают прибежище для автоворонок. Я не отрицаю, что маркетинговую функцию школа должна выполнять, но это далеко не единственное и уж точно не первое, на что вам надо обратить внимание.
Во-вторых, под школой мы понимаем в том числе сообщество. И это, на мой взгляд, самое важное отличие от курса. Если вы создаете онлайн проект, то стоит помнить, что образовательным он станет, когда вы продумаете функцию обратной связи. И самый простой способ это организовать — создать самоорганизующееся сообщество. О том, как это сделать, речь пойдет в другой статье. (Мы не рассматриваем малые группы до 10-15 человек, где обратную связь может дать сам преподаватель курса)
Так когда стоит создавать свою онлайн школу?
Во-первых, когда вы планируете получение нескольких специализаций в рамках одной индустрии. Например, киношкола. В ней могут готовить и режиссеров, и операторов, и актеров. Для каждого из них будет своя образовательная траектория, но единое поле интересов — кино. Это же может относиться, например, к спортивным тренерам.
Во-вторых, когда ваш основной бизнес процесс — передача знаний и навыков, то есть непосредственно образование. Иными словами, вы планируете делать бизнес в образовании. В этом случае, можно предположить, что вы не ограничитесь одним курсом. И может быть даже не одной индустрией.
В-третьих, если в перспективе у вас будет несколько преподавателей и несколько курсов, связанных одной образовательной траекторией. Например, вы готовите только сценаристов. Но образовательный процесс длится несколько месяцев и на этом пути ученики переходят от курса к курсу или от преподавателя к преподавателю, а также присутствует этапность в обучении.
Всегда ли стоит создавать онлайн школу?
Нет, нет и ещё раз нет. Если ваш основной бизнес-процесс далек от образования и создание ценности лежит за рамками передачи знаний, навыков, опыта или видения, то достаточно ограничиться курсом. И перепоручить дистрибьюцию вашего курса продюсеру онлайн курсов. Но не выбирайте в этом случае платформы, где хранятся десятки и сотни курсов (CourseOn, Нетология, Getcourse и другие похожие платформы), потому что они не будут уделять должного внимания вашему проекту. А если и решите с ними сотрудничать, то только через продюсера, который будет представлять ваши интересы.
Курс в этом случае будет полезен тем, кому выгодно продавать через образование; тем, кто продвигает свой личный бренд эксперта; тем, кто хочет заменить книгу более перспективным форматом коммуникации с целевой аудиторией; тем, кто выводит на рынок сложный продукт и хочет подготовить рынок, сформировав определенное видение у целевой аудитории.
В целом, я советую всем начинающим продюсерам онлайн курсов и авторам стартовать именно с создания онлайн курса без привязки к собственной онлайн школе.
Техническое оснащение онлайн школы
Что значит создать онлайн школу? Этот вопрос можно также рассматривать с технической точки зрения. Мы уже выяснили, что онлайн школа — это образовательная среда, в которой ученик изучает онлайн курсы. Образовательной средой может быть:
Наверное, есть ещё варианты. Но самым эффективным из них я лично считаю . Именно поэтому, большинство наших решений строится вокруг этого движка. Хотя есть одно самописное и одно решение на .
WP хорош тем, что фактически управляется как конструктор. Вы можете добавлять и убирать функции одним нажатием клавиши. Если есть команда разработчиков, то почти любую задачу можно осуществить в качестве «пристройки» к вашему сайту. Именно так мы «пристроили» к нашим проектам , социальную сеть, форумы, геймификацию, обмена файлами и другой функционал, который может быть полезен для образовательного процесса.
Ниже я перечислю критичные функции для онлайн школы, но в реальности их намного больше:
Это далеко не полный список необходимых для вас и ваших учеников функций, чтобы сделать образовательный процесс максимально эффективным и комфортным. Но теперь вы примерно представляете, что вам понадобится, чтобы создать онлайн школу.
Создать онлайн школу значит пройти 5 шагов
Итак, вы все-таки решили создать онлайн школу.
Вне зависимости от того, какое техническое решение вы выберите, я советую вам пройти эти 5 этапов, чтобы максимально увеличить вероятность успешного запуска.
Шаг 1. Исследование и диагностика
Перед тем, как вы потратите время, деньги и силы, чтобы создать онлайн школу, я предлагаю вам провести небольшое исследование и выяснить, необходим ли ваш проект целевой аудитории.
Вариантов того, как провести это исследование много, но самый эффективный — организовать обучение минимальными средствами и с минимально необходимым продуктом. Выберите в качестве образовательной среды, например, группу во Вконтакте + поддержку через личные сообщения. Оформите страничку в ВК, опишите все плюсы вашего проекта, добавьте отзывы и своё личное видео. Далее настройте рекламу на целевую аудиторию.
Если ваша гипотеза действительно рабочая, то продажи будут «вопреки» уровню подготовки визуальных материалов и удобству обучения. Такое «боевое» тестирование почти гарантирует, что вы сведете риски ошибок при основном запуске почти к нулю.
Перед «боевым» тестированием не помешает также провести полевое исследование и опросить целевую аудиторию, задав стандартные вопросы. Получить обратную связь от экспертов тоже будет полезным. Посмотрите, что делают ваши конкуренты на российском и зарубежных рынках.
Не пропускайте этот этап ни в коем случае. По моему опыту больше 30% идей отваливались на этом этапе, а остальные 70% так или иначе претерпевали существенные изменения.
Шаг 2. Стратегия
Если ваша идея прошла первый этап и вы подтвердили гипотезу, а возможно, даже получили первых клиентов, то самое время выработать план действий на долгосрочную перспективу.
Под стратегией я понимаю создание позиционирования для школы, плана продвижения, коммуникационного плана и контент плана. Здесь вы прописываете миссию, свое видение, глобальные цели, портрет клиента, формат и тон коммуникации с клиентами, способ одолеть конкурентов, каналы продвижения и много чего ещё интересного. В общем, создаете подробный план развития вашей онлайн школы.
Фактически, этот этап является своего рода техническим заданием для Шага 3, 4 и 5. Но самое важное, что вы должны понять, прописывая стратегию школы, каким образом вам лично сохранить мотивацию на долгое время и не бросить проект, и при этом создать конкурентоспособный и востребованный у аудитории проект.
Шаг 3. Айдентика
Сформулировав свое позиционирование и разработав конкурентную стратегию, самое время приступить к оформлению онлайн школы и каналов коммуникации с целевой аудиторией.
Если говорить простым языком, то необходимо оформить каждую точку контакта с потенциальным клиентом так, чтобы он осознал и принял ваше позиционирование. Сайт, социальные сети, визитки, портфолио, pdf-книги, автоответчик, чат-бот — везде, где ваш потенциальный клиент встречается с вашим брендом, он должен осознать вашу идентичность.
Айдентика = оформление и служит основой для формирования бренда компании. Объясню на пальцах.
Предположим, ваше позиционирование — курсы для экстремалов. Вы хотите, чтобы ваша целевая аудитория — экстремалы, воспринимали вас как своих. То есть смелых, опытных, агрессивных, безбашенных. Ваш логотип, цвета, копирайт и тексты, фотографии и видео — все должно подтверждать эту идентичность и вызывать запланированные ассоциации. Они, в свою очередь, будут формировать правильные ожидания от вашей онлайн школы. А ожидания, как мы знаем, это производная от бренда.
Таким образом, на этом шаге вы бьетесь за то, чтобы потенциальный клиент вас лучше понимал, и принял за своих. На практике это влияет на один из самых важных бизнес показателей онлайн школы - конверсию.
Шаг 4. Контент
Как я говорил, техническое задание для этого шага вы получите на втором этапе. Контент в большинстве случаев играет две важные роли.
В первую очередь, это повышение доверия к онлайн школе и к её экспертам. Во-вторых, это часть маркетинговой воронки и email-стратегии, которая является ключевым маркетинговым инструментом для продвижения онлайн курсов. То есть контент — это то, ради чего потенциальный клиент подпишется на вашу рассылку.
Но рассылка — это всего лишь средство доставки контента. И круг замкнулся.
В отличие от продюсера, который идет от шага 1 к шагу 5, автору, чтобы создать онлайн школу, необходимо начать с шага 4. Но это мое личное мнение, основанное на наблюдении при создании более чем 50 онлайн курсов.
Шаг 5. Запуск и продвижение
Уделять много внимание последним двум пунктам — контенту и запуску я не буду. Подробно мы эти шаги разбираем на нашем курсе. Но самые важные моменты упомяну.
В этой статье я довольно кратко описал то, с чем вы столкнетесь, когда решите создать онлайн школу. Больше информации или качественную обратную связь вы можете получить на моей консультации или заказав проект под ключ.
Желаю вам добра и побед!
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->