В одной из последних моих статей я уже писал, что автор и продюсер играют ключевые роли в создании онлайн курса. Автор онлайн курса генерирует уникальный контент, а продюсер доставляет этот контент до потребителя.
Нередко это один и тот же человек. В этом случае договариваться придется с самим собой. Несмотря на то, что и с этим у многих возникают трудности, все-таки выстраивать отношения с партнером сложнее.
Этому и будет посвящена статья. Я попытаюсь ответить на вопрос «Как автор и продюсер могут выстроить продуктивные доверительные отношения?»
Главный фактор успеха проекта
Если бы в проекте автор и продюсер были одним лицом, то факторы успеха (почему проект достигнет целевых показателей) я бы определил совершенно другие — проработка и качество материала, методология, геймификация, удобство платформы и т.д.
Но как только в вашей команде появляется ещё одна фигура, от которой зависит существенная часть выполненных работ, то это становится ключевым фактором успеха (неудачи). Почему так? Потому что сила системы = силе её самого слабого звена. И в большинстве случаев именно отношения между автором и продюсером становятся таким звеном.
Если вы решили расширить свою команду за счет автора или продюсера, то прежде всего выстройте с ним доверительные продуктивные и прозрачные отношения. Иначе шансы на успех вашего предприятия будут стремиться к нулю.
Деньги и амбиции
99% проблем случаются по этим двум причинам. Или кто-то из пары автор / продюсер недополучил денег, на которые рассчитывал. Или кто-то не оценил по достоинству вклад другого, присвоив себе большую часть заслуг.
Раз так, то именно эти две области вам необходимо обсудить «на берегу» и по возможности отразить в каком-то документе.
Если ваш будущий партнер утверждает, что деньги или слава для него не важны и вообще он «за идею», то не верьте: вы просто встретили скромника. Не пользуйтесь положением. Справедливо оцените его вклад. Он не откажется, а в будущем будет только благодарен, что вы избавили его от внутренних терзаний и необходимости что-то требовать.
Чего хочет автор?
Буду говорить за большинство. Автор хочет заниматься любимым делом и оставить след в истории. Плюс, чтобы его труды оценили по достоинству. Критерий оценки в большинстве случаев — доход от курса. По значимости именно в таком порядке:
Чаще всего мне звонят авторы и рассказывают примерно такую историю. Я всю жизнь занимаюсь любимым делом как хобби и есть основная работа / бизнес и пр. Хочу зарабатывать на хобби.
То есть автор хочет исполнить мечту каждого творца — «получать достойное вознаграждение за любимое дело». Почему я «наследие» поставил выше денег? Потому что это скрытый мотив каждого творца, который есть, но о котором они НЕ будут открыто говорить.
Автор так же НЕ хочет заниматься рутиной. И тут я бы посоветовал продюсеру даже не пытаться его заставлять. Но вам это и не выгодно: чем больше автор потратит времени на создание качественного контента, тем выше вероятность успеха. Поэтому даже у начинающего продюсера должна быть команда, которая возьмет на себя рутинные операции.
Чего хочет продюсер?
Продюсер играет в долгую. Для него конкретно ваш онлайн курс не дело всей жизни. А часть бизнес модели, которая определяет, будет ли его предприятие существовать или нет. Поэтому любой продюсер, если он вкладывается временем и средствами в ваш курс, заинтересован в успехе.
То есть в начале проекта и автор и продюсер находятся в одной лодке и гребут в одном направлении. Глобально задача автора и продюсера состоит в том, чтобы оставаться в одной лодке и продолжать грести в одном и том же направлении.
Продюсера заботят несколько факторов:
Чем выше риск, тем выше доходность, но и вероятность все потерять. Чем ниже риск, тем ниже доходность, но и надежность инвестиций продюсер может гарантировать. Поэтому любой проект, любого автора он будет оценивать как соотношение риска и доходности.
Если вы хотите «понравиться» продюсеру, то не только должны «сулить ему горы», но и продемонстрировать «план Б». Такой гарантией всегда есть и будет собственная лояльная аудитория автора. Это самый ценный актив, помимо самого курса, который автор может предложить продюсеру.
Ценности
Отдельно стоит сказать про философию, миссию и ценности как автора, так и продюсера. Если они разные, то каким бы сильным ни было желание сотрудничать, я настоятельно не рекомендую такой союз образовывать. В долгосрочной перспективе вам будет очень сложно договориться о перспективах проекта и реализовать существенные изменения.
Как делить деньги: хороший и плохой тон
Расскажу на своём примере и примере своих коллег. Возможно, это не репрезентативная выборка. Имейте это в виду.
Хороший тон
Я считаю, что продюсер, если он берет автора в свой проект (именно так: в свой проект), обязан закрывать до 100% следующих расходов:
Автор в этом случае отвечает за образовательный процесс (создание контента, поддержка сообщества, ведение учеников). То есть автор инвестирует время, продюсер инвестирует ресурсы (деньги, команду, технические решения). Именно так я работаю в рамках своих проектов. Разделение доходов происходит следующим образом:
Есть ещё один вариант, когда автор обращается к продюсеру за конкретными услугами. Если такой курс не вписывается в собственные проекты продюсера или автор хочет все сделать в рамках своего бренда, то в этом случае есть два варианта сотрудничества:
Я предпочитаю вариант с распределением расходов и доходов 50 на 50. И вообще считаю, что автор должен участвовать в распределении прибыли от онлайн курса (ов).
Плохой тон
Если вы заключили устную договоренность, то её надо соблюдать. Возможно, вам покажется это необязательным, но слава богу, онлайн образование — это рынок, где репутация чего-то стоит. Поэтому будьте честны со своими партнерами.
Плохим тоном продюсера будет предложение автору оплатить какую-то часть расходов по съемке/монтажу/маркетингу и т.д., если автор работает в рамках бренда продюсера. Бегите от таких продюсеров сразу.
Плохим тоном автора будет использование продюсера для старта своего бизнеса. Например, вы сделали вводный курс с продюсером; у вас полетело; и вы решили делать все самостоятельно и бросили поддержку учеников в рамках общего проекта. В 70-80% случаев у вас потом не полетит. И это не из-за кармы.
Договор для автора и продюсера онлайн курсов
Помните, что авторское право неотчуждаемо. То есть, если вы сняли видео с продюсером, вам необязательно заключать какие-то договора, чтобы сохранить за собой авторское право на видеоматериал.
Другое дело право пользования и распоряжения, которое позволяет это видео продавать. И тут вам обязательно стоит обговорить все «на берегу». Потому что если видео было произведено в студии продюсера на деньги продюсера сотрудниками продюсера, то он всегда может оспорить право пользования и распоряжения материалом.
Поэтому, если вы не успели выстроить доверительные отношения, то заключайте договор и не парьтесь. Это хороший тон и любой продюсер при желании автора поддержит эту инициативу. Плохой тон — если продюсер начинает юлить и пытаться отговаривать автора от подписания прав.
Скажу вам по секрету. В онлайн образовании видео почти ничего не значат. И основная ценность сосредоточена в процессе обратной связи и развитии сообщества.
Автор и продюсер: когда надо расставаться?
А вот тут вы решайте сами. Я никаких советов давать не буду. По мне это как с психологом.
Если что-то не понравилось, вы чувствуете дискомфорт или банально вам не нравится человек, то от сотрудничества я бы отказался. Потому что после старта проекта, ближайшие 3-4 месяца вы будете идти бок о бок.
Желаю вам успеха, добра и побед!
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->