Итак, мы вошли в новую реальность. Последствия военного конфликта и дальнейших блокировок мы увидим уже к лету. Пока двигаемся по инерции, завершаем прошлые проекты. Но люди уже сейчас замерли в ожидании, а рынок неминуемо скуксится. И индустрию образовательных и консалтинговых услуг ждет шок. Поэтому у вас есть где-то 2-3 месяца, чтобы подготовиться.
В этом эпиозде обсудим, что вы можете сделать.
Во-первых, не паниковать. Потому что в этом состоянии вы будете принимать решения, которые только ухудшат ваше положение. Если не получается, просто ничего не делайте пару дней. В конце концов, закупитесь Финебутом. Важно успокоится и мыслить трезво.
Во-вторых, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не бросайте ключевой бизнес-процесс. Важно выжить в этот кризис, да и вообще в любой кризис. Сокращайте персонал, рекламные бюджеты, ешьте гречку, главное не останавливайтесь.
Если вы продержитесь до поворотного тренда, когда рынок начнет расти, то снимите все сливки. И я знаю, что будет тяжело. С другой стороны, и в консалтинге и в образовании у большинства нет ни серьезной кредитной нагрузки, ни основных средств на балансе: все в фонде оплаты труда, все в людях. А с ними можно договориться.
Здесь важно помнить, что кризис проверяет вашу веру на прочность, расставляет приоритеты: и вы вдруг можете понять, что вообще-то этим проектом никогда не хотели заниматься и будете только рады закрыться. В этом случае, не медлите. Упорство не геройство. Сворачивайтесь вначале кризиса, когда ещё есть ресурсы начать что-то новое.
В-третьих, самый действенный способ выжить сейчас – это объединиться. И я постоянно про это говорю, но это сложно морально: придется делиться, учитывать чужие интересы, договариваться. С другой стороны, на чаше весов ваш бизнес, так что можно и потерпеть. Мы в Мыслеслово, это моя студия видео, будем проводить еженедельные встречи для тех, кто хочет вывести свой продукт, свой личный бренд на международный уровень. И тут 100% лучше действовать группой.
Подберите себе бизнес сообщество и не жалейте денег, потому что там сейчас такие же предприниматели, эксперты, которые хотят одного – продолжить бизнес, продолжить развитие. Все понимают, что на кону, так что договариваться будет проще.
В-четвертых, как вы уже поняли, стоит активно подумать над тем, чтобы переориентировать свой бизнес на англоговорящую аудиторию. И сейчас я обращаюсь к авторам, экспертам, спикерам, консультантам – тем, кто создает образовательные, информационные, консалтинговые проекты.
Значит, тут очень много нюансов. Мы сейчас занимаемся продвижением двух проектов на международный рынок. И это нелегко. По многим причинам: от пренебрежения к русскому акценту, до цензурирования трафика из России. И это я описываю положение вещей до 24 февраля. Как вы понимаете, русофобия за последние 3 недели никуда не делась, а только разрослась, цветет и пахнет.
Но не делать курсы на английском, значит вгонять себя в рамки локального спроса. А это на ближайшие 2-3 года – то ещё болото и не понятно, к чему мы придем в следующие 10 дней. Сейчас могу посоветовать следующее: искать экспертов на международной арене и продвигать их. Это сложнее, потому что они в Австрии, Тайланде, Китае, Испании, а вы в России. Но плюсов здесь больше. А если вы сами эксперт, то первое, делайте подкаст. Там проще скрыть акцент. Второе, найдите продюсера. Потому что вам придется изрядно попотеть, чтобы создать конкурентоспособный продукт и времени заниматься административкой точно не будет.
В-пятых, что касается платформ для контента. Опять же, если вы выбрали локальный рынок, то логично сфокусироваться на Вконтакте. Что-то среднее – это Телеграм. А если мы говорим о международном рынке, то там все по-старому: Инстаграм, Ютуб, Фейсбук. В вашем случае приправленный VPNом.
Возвращаясь к локальному рынку. Хочу сказать, что Вконтакте – очень удобная платформа с широким функционалом. Там и своя валюта, и свой магазин, и свой сайт, и хостинг, и подкаст платформа. И сейчас туда хлынула аудитория фейсбука и Инстаграма. Поэтому ловите момент.
В-шестых, сейчас наступает вторая половина марта и ближайшие 10-15 дней пока идет острая фаза конфликта не беритесь жечь бюджет. Люди в коматозном состоянии, поэтому вяло будут реагировать даже на полезные предложения. А вот партнерские программы и обмен трафиком уже планировать можно, и даже нужно.
Спрос на трафик в Яндексе и Вконтакте резко возрастет, цена поползет вверх, поэтому спешить не стоит. Посмотрите, как рынок реагирует, какая рекламы сыпется, что происходит. Сейчас важно думать и наблюдать, потому что пуль в обойме для выстрелов останется немного. Берегите их для 100% возможности.
В целом, я уверен, что все будет отлично. Вы грамотные, подготовленные и любящие свое дело эксперты. Поэтому за вами будущее. А мы, как всегда, будем рядом, чтобы вам помочь.
Желаю добра и побед!
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->