Анализ проекта ClassGuru

288
5 минут

Увидел рекламу в фб: видно попал в целевую аудиторию проекта. И решил сделать небольшой обзор. Ребята со мной не связывались, так что он будет абсолютно объективным в плане мнения. Но односторонним, потому что анализирую я только доступные источники информации — сайт.

 

Начнем анализ с очевидной рифмы Classguru и Masterclass

Для тех, кто в онлайн образовании давно, сразу бросается в глаза сходство этих двух проектов. И если американский сервис действительно стал прообразом для российского аналога, то дела плохи.

Во-первых, потому что в Мастеркласс влили 136 миллионов долларов или 8 миллиардов рублей. Важно помнить, что это венчурный стартап о прибыльности которого пока информации нет. И сама модель предполагает уклон не в образовательное направление, а в сугубо медийное. Фактически, Мастеркласс эксплуатирует модель Нетфликса, который последнее время активно инвестирует в собственные проекты.

 

Это значит, что Мастерклассу пофиг, что вы украдете его контент. Он будет постоянно создавать новый и высокого качества. А теперь задайте себе вопрос, как быстро украдут контент у российского «Класса», и есть ли у них 8 миллиардов, чтобы постоянно его обновлять. 

 

Во-вторых, именно модель Нетфликса помогает (наверное!) Мастеркласу держатся на плову. Потому что количество подписчиков Нетфликса в Америке сравнимо с его подписчиками по всему миру. Это эффект масштаба, на который, безусловно, рассчитывали Аарон Расмунсен и Дэвид Рожьер, когда запускали Мастеркласс. Но беда в том, что Classguru на этот эффект рассчитывать не сможет — только русскоговорящая аудитория.

 

Монетизация — подписка

Вообще-то, сейчас как раз команда «Класса» предлагает нам купить не подписку, а один единственный курс Драгунского. Уверен, это только начало, поэтому мы увидим смену концепции на покупку месячного / годового абонемента. И увеличение количества авторов.

А теперь обратимся к отчету PWC, которая пишет нам о том, что «одним из сдерживающих факторов развития российского рынка (ОТТ — видеострим по подписке) является низкий уровень платежеспособности населения.»

И далее «в России стриминговые видеосервисы почти в 2,2 раза выше среднего размера абонентской платы за кабельное телевидение (389 руб. против 178 руб. за месяц).»

Стоимость курса (в будущем, надеюсь, подписки) в Classguru — 9800 рублей. Это в два раза дороже, чем годовая подписка на видеострим. Вы представляете, насколько надо быть осознанным, чтобы вместо ivi или okko купить Classguru?!

 

Целевая аудитория

Но предположим, целевая аудитория проекта предпочитает обучение просмотру всякий видео-жвачки. И вот здесь кроется самая, как мне кажется, серьезная ошибка ClassGuru.

В России есть где-то 2-3 миллиона, которые теоретически могут себе позволить такое интеллектуальное излишество, как ClassGuru. Но вот дилемма. Эти же 2-3 миллиона человек скорее всего знают английский. Здесь не стоит ориентироваться на 4% — среднее проникновение английского языка в России. Если взять группу образованных людей, то там эта цифра будет за 70%.

Зачем покупать курс с Драгунским (вставьте 4 самых известных автора в России), если я могу купить курс с Брауном, Соркиным, Паттерсоном, Маметом и т.д.

 

Есть всего две причины, почему я выберу Драгунского — я не буду знать про Мастеркласс или я буду считать, что ClassGuru лучше. Это вопрос бренда. И мы опять упираемся в 8 миллиардов рублей. 

 

Спешка?

Это не точно, но ребята из «Класса» спешат.  Во-первых, потому что на сайте даже не проставлены ссылки на социальные сети (на 6 января). Во-вторых, потому что сам курс запущен 31 декабря. Создается впечатление, что было важно запуститься в 2019. В-третьих, стартуют только с одним курсом — для писателей в расчете на известность Драгунского. Кстати, если вы думаете, что этот тот самый, то нет. Это его сын. Впрочем, это совсем не значит, что контент слабый. 

Объяснить это все желанием быстрее отбить или протестировать гипотезу не могу. Потому что не платят сначала за сайт команде pinkman»а сколько-то больших денег, а потом пытаются быстро отбиться.

В общем, такое поведение меня поставило в тупик. Гипотезу можно было проверить и не заказывая дорогого сайта. А если это запуск как Запуск, то почему только один курс, ведь модель предполагает много. Почему нет анонсов других курсов? Пускай и просто фоточками. Значит их нет? Опять же странно. При любом объяснении мы видим спешку. Такие проекты надо запускать масштабно.

 

О проекте

Я не буду придираться к стилю письма. Тут опять же возвращаемся к пункту «Спешка». Но чего мне действительно не хватает в проекте Classguru, как впрочем, и в Masterclass, так это команды людей, которые его делают.

Почему вы это решили сделать? Зачем вы этим занимаетесь? Как у вас цель? Я должен хотеть с вами сотрудничать, проникнуться философией, выбрать вас, а не конкурентов. Прямо сейчас я не верю в историю про электронный архив. Это не секси вообще.

Тут я конечно, субъективен, но какой есть.

 

Не образование

Я не смотрел, что там внутри. Но скажу, что там должно быть. Так как Мастеркласс, как и Классгуру не про образование, а про контент, то он должен быть на уровне «ВАУ». И мерить этот уровень очень легко = количество инсайтов * качество картинки. А вот поддерживать такой уровень — крайне сложно.

Во-первых, вам придется найти таких экспертов. Допустим, их много. Во-вторых, вам необходимо договориться с ними. Людям известным и опытным проще послать вас, чем плясать под вашу дудку. Но предположим, они посмотрят на чек, который вы выпишите, потом оценят тех, кто уже участвовал в проекте, и согласятся. В-третьих, вам необходимо выжать из них фееричный контент. И вот тут, друзья, если вы хоть раз с такими людьми сотрудничали (а я это делаю постоянно), то вы натыкаетесь на парадокс  «умею, но рассказать не могу».

Этот парадокс гласит, что самые лучшие профессионалы в своем деле, чаще всего абсолютные бестолочи в преподавании этого самого дела. Если мы говорим о «фееричном» контенте. А другого вам не простят.

Поэтому я понимаю, какой сложный проект они решили на себя взять. И буду искренне рад, когда у них получится.

 

Кто купит Мастеркласс?

Самый важный вопрос, который должна задать себе команда российского Класса «Какая цель у основателей Masterclass?» И что-то мне подсказывает, они развиваются по типичной венчурной модели. Накачать деньгами, собрать целевую аудиторию по всему миру и продаться с потрохами. Никакой речи о профите не идет: бренд + аудитория.

И я даже знаю, кому они могут продаться: Нетфликс в прошлом году вложил более 13 миллиардов долларов в создание собственного контента. Это почти в 95 раз больше, чем вообще весь бюджет Masterclass’а. Плюс ко всему, стриминговых сервисов только в одной Америке уже перевалило за 6 штук. И количество будет только расти. В общем, в покупателях недостатка не будет. 

А кому можно продать Classguru? За сколько его купят? И главный вопрос, точно ли цель у основателей российского Класса — продаться?

 

В этой связке я бы обратил внимание на то, как развивается Синхронизация. Они сейчас тоже активно идут в сторону онлайн-курсов без образовательного обременения. Просто видосики. Но у них уже есть фора — бренд + аудитория. Пускай и совсем не известные эксперты. Посмотрим, кто выживет. Самому интересно понаблюдать за конкуренцией этих двух компаний. 

 

Желаю добра и побед!

 

UPD. 22 марта. Никаких новых курсов на сайте проекта не появилось. Зато образовался ещё один клон Мастеркласса — «Уроки Легенд». 

 

Ярослав Тихомиров | Читать на фейсбуке →

 

04.05.2020

0ответов на "Анализ проекта ClassGuru"

Оставить сообщение

Продюсер онлайн курсов, создание онлайн школ, разработка на Wordpress, продюсирование экспертов