В предыдущей статье я описывал классический цикл колба, а в этой расскажу, какие бывают стили обучения по Колбу.
Зачем вам это знание?
Во-первых, это поможет сделать ваш образовательный проект более релевантным и полезным для целевой аудитории. Во-вторых, упростит лично для вас процесс разработки образовательной методологии.
В целом, онлайн-образование движется в сторону максимальной персонификации и индивидуализации. И стили обучения по Колбу могут быть полезным инструментом, чтобы этот тренд поддержать.
Чтобы понять концепцию, которую я хочу сейчас вам предложить, стоит вернуться к предыдущей статье и вспомнить, что есть 4 этапа в цикле Колба:
Следующим шагом попытаемся применить эти этапы к типам личности. Сделаем допущение, что каждый человек учится по-своему и может быть отнесен к какому-то одному типу.
Хотя уже можно провести аналогию, пускай слабую, с типами восприятия информации (визуалик, сенсорик и т.д.), но все равно получается довольно «плоская картина», без практического потенциала.
Но вот если мы будем формировать тип личности на пересечение двух этапов, то получим более детализированные портреты. Почему? Потому что появляется причинно-следственная связь, которую уже можно интерпретировать. Обсудим подробнее.
Ремесленники
Ремесленники сначала что-то чувствуют, получают личный опыт, который потом переводят в действие и экспериментирование. «А давайте попробуем так….а теперь так…а вот так может быть…»
Как обучать ремесленников?
Дать возможность ошибиться. И потом ещё раз ошибиться. И так найти верное решение. Они не терпеливы и долго слушать теорию не смогут, поэтому микрообучение — это их формат: 3 минуты теории и в бой!
Чаще всего им необходимо взаимодействие с другими людьми, хотя сами они этого не признают. Менторская модель — самый эффективный выбор.
Используйте интерактивные форматы, где ученик получит как можно больше опыта от взаимодействия с вашим образовательным проектом. Игры и игровые симуляторы с образовательной составляющей — самый оптимальный формат для обучения.
Креативщики
Поэты, сценаристы и другие креативные люди, которые используют в качестве топлива свой личный опыт и/или опыт других людей. Среди этого типа личностей чаще всего встречаются эмпаты.
Как обучать креативщиков?
Аналогии, примеры, истории, бенчмарк, а лучше всего зайдут обучающие фильмы с интерактивом. Креативщикам нужны переживания, личный опыт и конкретные образы, чтобы осмыслить полученную информацию и сделать выводы, которые приведут к изменениям. А значит обучению.
Креативщики больше чем ремесленники любят все новое и сторонятся системных вещей, потому что запоминают сердцем.
Исследователи
Программисты и ученые отлично подходят под этот тип. Они сфокусированы на связке «думай — экспериментируй». Любят работать в одиночестве, поэтому не привязаны к коллективу, независимы. Среди этого типа личностей встречаются чаще логики и сенсорики.
Как обучать исследователей?
Система, формулы, конкретные примеры, подробное описание — материал, который исследователи смогут превратить в информацию, из которой потом получат инсайты. Для них важна геймификация и состояние потока. Но ещё больше они любят получать результат от своей работы.
Обязательно поставьте перед исследователями привлекательную понятную цель обучения. И напоминайте про неё в течение всего процесса. Помните, что они часто отклоняются от основной задачи, если видят интересную проблему по пути.
Важно помнить, что исследователи в отличие от Анализаторов любят работать с осязаемыми вещами, которые можно почти потрогать. Код программиста конкретен и делает конкретные вещи, а ученый может работать, например, с кровью.
Исследователям необходим материал для экспериментов.
Анализаторы
Анализаторы очень похожи на исследователей: любят разбираться в сути вещей, работать в одиночестве, независимы. Единственное отличие — это практическая применимость результатов их работы. Философы, аудиторы, бизнес-консультанты, стратеги и другие специальности — работают с абстрактными понятиями и наблюдением за окружающим миром.
Если исследователь проведет конкретный эксперимент на лягушке, то анализатор будет наблюдать за ней в естественной среде обитания. Анализаторы более пассивны и чаще абстрактны, но зато лучше разбираются в системе в целом.
Как обучать анализаторов?
По правде сказать, хороших анализаторов обучать не надо: они сами кого хочешь обучат, потому что спокойно поглощают огромное количество информации: через видео, книги, статьи и лекции. Им идеально подходит онлайн-образование.
Чтобы вовлечь их в обучение, покажите пробелы в знаниях или несостоятельность их системы. Например, попросите пройти тест. Сам факт того, что они что-то упустили замотивирует их до конца обучения.
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->