Съемка онлайн курса по расхожему мнению — важнейший этап при создании онлайн курса. Но это не так. Безусловно, качество видео является сегодня фактором успеха, если говорить о продажах (как обратной связи от рынка). Но в действительности, если копнуть глубже, вы поймете, что качество всего онлайн курса и успех на долгосрочной основе больше зависит от других факторов. Например, продуманного сценария и методологии.
Таким образом, продюсер онлайн курса попадает в ловушку, которую почти невозможно избежать. С одной стороны, качество видео является для многих потребителей определяющим фактором при выборе курса. Та самая «картинка», на которую реагируют. Но в реальности качество курса зависит от других факторов, которым тоже придется уделить время. Где опасность?
Опасность в том, что вы можете снять потрясающее по качеству видео и остановится на этом, потому что в краткосрочной перспективе сразу увидите позитивную обратную связь от рынка. Но в долгосрочной перспективе, забыв о более важных вещах, столкнетесь с низким LTV, отказами, плохими отзывами и т.д.
С предупреждениями закончили 🙂 Перейдем непосредственно к статье. В ней я расскажу, как получить качественную «картинку» с наименьшим бюджетом.
Свет, звук и комфорт. Света должно быть много, звук должен быть четкий, а автору должно быть комфортно во время процесса. Это тот минимум, который вы должны иметь при съемке онлайн курса. Давайте разберемся чуть подробнее.
Свет и почему он так важен?
Благодаря свету вы видите вещи. Тусклый свет — хуже видите, ярче свет — лучше видите. Если мы подсветим одну часть объекта, а другую половину поставим в тень, то вы хорошо будете видеть только ту, что на свету. С камерой все тоже самое. Чем больше света падает на объект, тем четче будет видео.
В чем принципиальное отличие хорошей камеры от плохой? Например, в светочувствительности. Плохая камера — хуже видит при тусклом свете. Но если света будет много, то такой проблемы не возникнет. Плохая камера и даже телефон могут выдавать качественную картинку при достаточном освещении.
Именно эта проблема возникает, когда вы снимаете видео, например, на вебкамеру. Если в комнате тусклый, недостаточный свет, то картинка будет размытой, нечеткой. Поставьте 2-3 светильника, направьте на себя и вы увидите разницу.
Свет измеряется в Кельвинах. Чем больше кельвинов, тем ярче свет. Например, дневной (белый) свет — это где-то 5200К. В большинстве квартир вы встретите 2700К или 3200К (мягкий, желтый, теплый). Для съемки я предпочитаю использовать 3200-3500К, потому что он лучше подсвечивает человеческую кожу.
Если вы знаете, сколько Кельвинов ваш свет, то не забудьте сообщить это вашей камере и установить баланс белого.
В идеале, ваш источник света должен быть мягкий, объемлющий и равномерный (если не делается художественный рисунок). Это значит, что источников должно быть минимум 2 — слева и справа. Это необходимо, чтобы обе ваши половины были хорошо подсвечены (минимум теней). Для мягкости используйте софтбоксы.
Звук и почему он так важен?
Весь предыдущий параграф, мы проговорили про свет. Что происходит, когда вы видите тусклую нечеткую картинку? Вам приходится приглядываться = напрягаться. То же самое со звуком: нечеткая, тихая, шумная звуковая дорожка заставит вашего слушателя напрягаться.
Поэтому используйте петличный микрофон, чтобы записать свою речь. Избегайте ситуации, когда вам приходится «брать» звук с вебкамеры: он получается неестественным. На крайний случай воспользуйтесь фильтрами и программой audacity (она бесплатная), чтобы скрыть «шероховатости» записи.
Комфорт и почему он так важен?
Я принципиально не использую суфлеры и другие «костыли». Потому что считаю, что во время съемки, автор должен быть максимально сфокусирован не на чтении, а на формулировании, то есть совершать акт творчества. И да, пускай он говорил эти слова уже миллион раз, но формулировании мысли — это важный процесс, который погружает человека в состояние потока. А оно в свою очередь дает энергию и харизму, которые считываются камерой, а потом и зрителем.
Без комфортной обстановки войти в состояние потока проблематично. Поэтому так важно позаботиться, чтобы и стул был удобный, и температура был приемлемой, и шоколадку можно была укусить, и стакан воды был рядом, а туалет работал. Если вы считаете, что эти вещи никак не влияют на качество съемки, то рано или поздно вас ждет разочарование.
Подготовка к съемке онлайн курса
Съемка онлайн курса проходит за 1 день. В большинстве случаев. Я редко встречал кейсы (у меня был только 1), когда съемка онлайн курса растягивалась на несколько дней. А значит возможности что-то переснять у вас не будет. Из-за занятости автора, недостатка бюджета или сжатых сроков запуска.
Поэтому всегда закладывайте в план и бюджет тестовую съемку. В среднем, у вас всего 1 выстрел, поэтому лучше потратить чуть больше средств на подготовку к нему, чем потом удваивать бюджет, чтобы что-то переделать или доделать.
Как готовиться к тестовой съемке и её проводить мы обсудим в следующей статье.
Камеры
Если мы говорим о безбюджетной съемке (или съемке с минимальными вложениями), то скорее всего вы не захотите покупать камеру. А вот арендовать её вполне себе можно. Камера, которая стоит 100 000 — 150 000 рублей, обойдется вам в 1500 / день.
Если ваша съемка продлится день — два, то аренда — это стратегически правильное решение. Другое дело, если вы снимаете постоянно. Например, ведете ежедневный блог. В этом случае аренда влетит вам в копеечку. И я бы посоветовал вместо супер камеры использовать вебку + много света.
Если вы снимаете все-таки с камерами в студии или в интерьере, то всегда берите минимум 2 штуки. На крупный и общий планы. Крупный покажет вашу мимику, общий — жесты. Но самое важное то, что у автора появится возможность ошибаться, оговариваться, делать паузы. На монтаже вам достаточно будет переключиться на другой план, вырезав «косяк».
Почему это так важно? Для того, чтобы не выключать автора из состояния потока и не просить его всякий раз начать сначала. В принципе, и с одной камерой вы справитесь, но тогда теряется художественность и профессионализм.
А что делать, если у вас всего 1 камера? Тут два варианта. Во-первых, вы можете поступить, как все эти блогеры и вообще не париться, вырезая куски и «закрывая глаза» на дерганый кадр. И все же, чтобы художественность сохранилась, чередуйте свой план вместе с презентацией.
Оператор
Вообще, хороший оператор на вес золота: найти не просто, удержать сложно, воспитать или вырастить вообще невозможно. НО! Если вы опытный продюсер онлайн курсов, то знаете, что система важнее персоны. Вы снимаете не голливудское кино, а онлайн курс. И действительность такова, что при организованных бизнес-процессах, найти замену не составит большого труда.
Выводы
Съемка онлайн курса — это не самый критичный этап в долгосрочной перспективе, но один из важнейших факторов успеха на рынке в краткосрочной перспективе. Вот такой парадокс. Придется искать баланс.
Если вам необходимо сделать качественную съему в кинопавильоне или на выезде, то обращайтесь ко мне. Мы открыли свою студию на Ленинском проспекте — Мыслеслово и уже сняли более 100 онлайн-курсов. Подробности здесь. Там есть все необходимое, чтобы снять свой онлайн-курс под ключ.
UPD. на 4 апреля 2022
Т.к. статью я писал почти 4 года назад, а курсы снимать не перестал, поэтому появилось несколько важных дополнений. Во-первых, стоимость создания своей студии, даже домашней, взлетела ровно в 2 раза в марте 2022. Объяснять, в чем причина, думаю, не надо. Поэтому ценность отдельной съемки тоже возрастает. Поэтому слово «подготовка» приобретает первостепенное значение.
Мы в Мыслеслово и я как продюсер теперь уже не просто «советуем», а «настаиваем» на тестовой съемке. Даже если используется суфлер. За эти 4 года мы как и экономили существенный бюджет, когда проводили тренировочные забеги, так и теряли приличные деньги, когда приходилось переснимать.
Продолжительность дневной съемки. Неоднократно проверяли на практике. Съемочный день 8 часов — это только для съемки с суфлером или для 2-3 спикеров или для одного спикера, но с перерывом на 1-2 часа отдыха. Тянуть такой объём «говорения» тяжело. Поэтому рассчитывайте свои силы заранее. 1 час выходного материала — это минимум 1,5 часа черновой съемки. Это значит, что если у вас 10 часов материала, то снимать вы будете 2, а то и 3 дня.
Все рекламные материалы и бесплатные курсы лучше снимать сначала. В принципе, это логично, но у нас был клиент, который почему-то оставил все напоследок и был как выжатый лимон. Клиент будет принимать решение о покупке судя по вашим бесплатным материалам. Так что там вы должны быть на максимальной энергии.
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->