В этой статье я попытаюсь раскрыть, что вкладываю в понятие маркетинг образовательных проектов. Наверное, я был одним из первых вместе с Лилей Чиж, кто организовал образовательную конференцию, посвященную продвижению образовательных проектов. Шёл 2015 год.
С тех пор я активно занимался этой темой. Перепроверил десятки подходов и гипотез. В итоге у меня сложилось стройное представление о том, как все-таки надо этот маркетинг образовательных проектов организовывать, чтобы получить результат.
С некоторыми важными аспектами этого подхода я и хочу с вами поделиться.
Система
В первую очередь маркетинг образовательных проектов — это система. Ниже вы найдете элементы системы, которую я использую в своих проектах. Я выбрал процессуальный подход как основу для классификации:
Многие считают, что можно применить к образованию классические схемы, которые работают в других отраслях. Безусловно, какие-то элементы будут похожими, какой-то подход может сработать раз-два. Но если речь идет о долгосрочной перспективе, то образование имеет свою специфику.
Далее я расскажу об одном из аспектов, которые отделяют образование от других сфер.
Хочу и Надо
Все продукты и сервисы можно разделить на две категории — хочу и надо.
Представьте, что вы заходите в супермаркет. Вспомните, с каким настроением вы выбираете овощи — свеклу, капусту, огурцы, помидоры и т.д. Облизываетесь? Испытываете ли вы волнение, когда представляете, как будете поглощать морковку протертую с хреном и редисом? Нет. Потому что это продукты из категории «надо».
А когда вы подходите к кондитерскому отделу, полке со сладостями или напитками? Может быть холодильнику с мороженым? «А не купить ли мне эскимо? Съем пока буду идти домой.» Мы испытываем более позитивные эмоции по отношению к таким продуктам, потому что они из категории «хочу».
«Хочу» продавать легче, чем «надо». Но здесь важно понимать почему.
Продукты категории хочу всегда приносят быструю обратную связь в виде результата. Съел шоколадку — получил дофамин. Посмотрел кино — отдохнул. Сел за руль — кайфанул (до первой пробки). Ну и т.д.
Продукты и сервисы из категории «надо» приносят заметную пользу через некоторое время, а может быть она вообще никогда не будет заметной (накопительный эффект от витаминов). Поэтому человек получает вознаграждение за потребление не сразу. И у него не вырабатывается рефлекс: использовал — получил.
Образование, как вы уже догадались, относится к категории «надо». Эффект от потребления отложен иногда на годы. Все на силе воли.
Закономерный вопрос: что с этим делать? И тут возникает как минимум две стратегии:
Второй вариант, как вы понимаете, сверхсложный, но перспективный процесс. Первый подход дает лишь краткосрочный эффект. Совместите их оба и получите хит.
Метрика
Метрика — это сестра системы. Без неё вы будете блуждать в потемках и совершите достаточно ошибок, чтобы разорить бизнес. Хорошая новость в том, что в цифровом пространстве все очень легко считать. В этом вам помогут Яндекс.Метрика и Гугл.Адвордс. Эти инструменты закрывают 99% потребностей большинства проектов на первых стадиях их развития.
Главная проблема маркетинга образовательных проектов
Если вы не в курсе, то в советском кинематографе почти не было убыточных фильмов. Это явление встречалось крайне редко по двум причинам. Во-первых, кино в то время было отличным способом времяпрепровождения и не существовало интернета, где можно было посмотреть «паленку». Во-вторых, и это важнее, в советском союзе было просто больше людей. А значит и потребителей. Во многом, именно количество жителей Америки и количество кинотеатров определило судьбу Голливуда.
Но вернемся к сути. Что дают потребители? Продажи. Чем больше потребителей, при прочих равных, тем больше продаж. Итак.
Жители России не привыкли учиться. Здесь мало потребителей, а значит мало продаж. А значит мало денег у производителей контента, чтобы привлечь больше потребителей. Это замкнутый круг. Хорошая новость в том, что выход есть.
Образование живет повторными продажами. И серьезного скачка не происходит, потому что потребители не делают повторных продаж. Почему? Потому что не видят смысла. Почему? Потому что в среднем образовательные продукты не приносят результата. Почему? Потому что они сделаны некачественно. Почему? Потому что создатели так решили.
Цепочка умозаключений привела нас к главному подозреваемому в преступлении. Главная проблема маркетинга образовательных проектов в том, что продюсеры и авторы позволяют себе создавать некачественные продукты.
Помните, что повторные продажи — это удвоение количества потребителей. Грубо так 🙂
Целевая аудитория
Если мы говорим про маркетинг образовательных проектов, то не можем не упомянуть такое понятие как целевая аудитория. Но я не буду описывать условного «Пашу» или «Машу» и рисовать перед вами прототип идеального клиента. Я хочу указать на список мотивов, по которым вы можете классифицировать вашу целевую аудиторию. То есть я различаю тех, кто учится, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос «Зачем они учатся?»
Если вы будете знать, чего хочет ваша целевая аудитория, вы поймете, как им презентовать ваш образовательный продукт.
Кстати, хочу напомнить, что получают дополнительное профессиональное образование в интернете всего 2-3% населения нашей страны. Поэтому маркетинг образовательных проектов — это изначально неблагодарное, но крайне интересное занятие!
Надеюсь, этот материал был вам полезен и интересен. Желаю вам добра и побед!
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->