В этой статье обсудим, что из себя представляют инвестиции в онлайн школу или онлайн-курс. А также стоит ли этим заниматься, если вы не хотите участвовать в операционном управлении. Но для начала разберемся в терминологии и понятиях.
Все инвесторы работают с двумя показателями: доходность и риск.
Под доходностью понимают в том числе ROI (Return on investment) — сколько получил на вложенные инвестиции. Например, вложил 100 получил 200. ROI — 100% (доход — инвестиции / инвестиции * 100%) Естественно, что любой инвестор стремится к более высокой доходности.
Но есть ограничение — это риск. Чем выше доходность, тем выше риск потерять свои инвестиции. То есть риск — это вероятность того, что доход от инвестиций окажется ниже расходов. Например, вложил 100, получил 80. В этом случае ROI будет отрицательный (-20%).
Чем ниже доходность, тем ниже риск, но выше вероятность, что вы получите хоть какие-то деньги обратно с плюсом. Например, доходность по вкладу Сбербанка — 4-5% и это в лучшем случае.
Так что там с образованием? Оно бывает разное. Есть edtech стартапы (например, любое приложение по английскому языку, выпущенное в 2019); вполне стабильные компании в сфере edtech (skyeng); откровенный инфобизнес и проекты, которые делают вид, что им не являются; и не стоит забывать про классическое образование (например, частные школы, подготовка к ЕГЭ и т.д.)
Инвестиции в онлайн школу — это что-то среднее между edtech стартапом и инфобизнесом.
Далее следует субъективное, но все-таки максимально приближенное к объективному, мнение о том, куда стоит и, главное, как стоит инвестировать. Почему я так уверен? У меня есть личные и клиентские проекты во всех этих областях. Так что вещаю, полагаясь на собственный опыт.
Edtech стартапы
Риски бешеные, доходность зачастую неясная. Проект может быть супер популярным, но приносить все равно минимум денег. Потому что повышение цены или изменение модели монетизации моментально приводит к оттоку клиентов.
Положение усугубляется тем, что сами по себе технологии сейчас легко реплицируемые. Создать клон приложения со сходным функционалом и поставить цену на 10-50% ниже может позволить себе любая или почти любая профессиональная проектная контора.
Значит, необходимо при первых же признаках жизни вкладывать бешеное количество денег, чтобы выиграть гонку масштабов. Поэтому edtech стартапы сильно зависят от постоянных вливаний денег и роста клиентской базы.
Для инвестора здесь существует два критерия инвестирования: команда и эффект масштаба. Если с командой все понятно, то вот с эффектом масштаба стоит разобраться.
Если существует зависимость, что клиенту (подписчику, юзеру) выгодно привлечение других клиентов в проект, и главное, он это понимает и у него есть инструменты привлечения, то клиентская база будет расти с мультипликатором >1. А значит существует вероятность роста в геометрической прогрессии. Я бы в этом случае рискнул.
При других раскладах, риски будут слишком высокие. Отказывайтесь.
Стабильные edtech компании
Тут все как и в обычных объектах инвестирования. Делаем due dilligence и принимаем решение. Если крупная компания не проводит аудит или делает его частичным, сразу забываем. Я 1,5 года занимался как раз таким аудитом инвестиций, а потом ещё и расследованием экономических преступлений. Крайне не советую работать с теми, кто что-то скрывает.
Если доступ у вас есть к отчетности, то проводим аудит этой отчетности, и далее просто запихиваем в классическую финансовую модель для ИТ рынка. И смотрим на итоговый результат. Формулы вам все покажут. На команду здесь полагаться уже не имеет никакого смысла. Только на выстроенную систему.
Краем глаза, может быть, я посмотрел на потолок рынка и западные аналоги. Как они там поживают? Все у них ОК? Это будет ещё одним аргументом за или против.
Классические проекты
Вот где действительно стоит смотреть на команду. Финансовые модели и показатели здесь почти ничего не значат, потому что большинство офлайн проектов держатся на силе их основателей. Если ваши будущие партнеры выглядят как загнанные лошади, а сам проект на ладан дышит, то настораживаемся.
Но если вы видите активного, понимающего, вовлеченного партнера, то даже какая-то нестабильность в финансах не должна вас сразу отпугивать. Офлайн проекты — это всегда экономия на масштабе и прямая зависимость от бренда. Например, студия танцев или шахматные кружки. Выгодно открывать сразу 2-3-5 по одной ветке метро. Например, Юго-Западная, Спортивная, Проспект-Вернандского. И инвестиции — это вопрос второй — пятой точки. Я бы присмотрелся, если первая НЕ прибыльная, только из-за ФОТа (нюансы важны, но идею, надеюсь, вы поняли).
Также отличным объектом для инвестиций будут офлайн проекты, которые выигрывают от наличия онлайна. Например, киношкола. Некоторые дисциплины кинематографист спокойно может пройти в онлайне (режиссура монтажа, сценарное мастерство и т.д.), а для некоторых необходима практика в офлайне (операторское мастерство и вообще съемки). Поэтому такой симбиоз онлайна и офлайна только укрепляет позиции. Именно в такой проект я в итоге и инвестировал — киношкола «Лестница» + «Кинопорт».
Инфобизнес и стесняшки
Самый интересный объект для инвестиций, потому что потенциально самый прибыльный. Сок таких проектов в том, что объем вложений минимальный (иногда достаточно 100-200 тысяч для запуска), а ROI может доходить до 1000%.
Минусов два. Никто внешнего инвестора к суперприбыльным проектам не подпустит. Потому что любой здравомыслящий автор или продюсер лучше возьмет кредит, чем отдаст долю.
Второй минус в том, что инвестирование в инфобизнес и вообще инфобизнес — это Дикий Дикий Запад. В среднем риски выше доходности, а это значит, что «в среднем» инвестировать в этот рынок не стоит. То есть доходность здесь будет только на конце графика нормального распределения. И ниже я расскажу, как туда попасть.
Во-первых, ищем, как обычно, недооцененные проекты. Не рынком, а именно самими авторами или их партнерами. Таким образом, мы первый минус, описанный выше, превращаем в плюс. То есть такие варианты, где авторы сами не верят в свой проект, поэтому готовы принимать помощь от инвестора. Это та ситуация, когда вы уверены, что «полетит», а они нет.
Здесь очень-очень надо смотреть на команду. Потому что когда полетит, вас легко могут скинуть с поезда. Лучше договариваться напрямую с автором. И автору должно быть интересно продолжать, когда получится. Ему вообще должно быть интересно!
Я к сожалению, очень часто вижу истории, когда деловитые товарищи вытаскивают авторов силком, убеждая, что онлайн-курс — это вообще-то будущее и «много работать не придется», «просто запишем видосики и все».
Во-вторых, в вашей команде должен быть опытный продюсер и лучше с навыками работы в крупных аудиторских компаниях. Например, PricewaterhouseCoopers. Да, я намекаю на себя :). Именно в вашей команде: все, что от автора — конфликт интересов. Объективной картины с той стороны вам никогда не предоставят.
Если честно, то большинство образовательных проектов имеют столько косяков, что не замечает их только не опытный инвестор. Настоятельно советую иметь бэкап в виде аудита.
В-третьих, смотрите на мультиязычные или потенциально мультиязычные проекты. Это не про школу английского языка. А например, онлайн-курс по брендингу, но который делается на английском изначально. Такой формат говорит о высоком уровне автора и дальновидности продюсера.
В-четвертых, никогда НИКОГДА не инвестируйте в идею. Если у автора (и тем более его продюсера) нет средств для проверки гипотезы, то они совсем новички в этом деле. И наберут столько граблей, сколько позволит здоровье. Осторожно присматриваемся и начинаем искать к себе в команду продюсера, только если это те самые единороги из первого пункта.
В-пятых, не инвестируйте в проекты знакомых, друзей и прочих своих людей. Просто не инвестируйте. Возьмите это за аксиому, как что-то не требующее доказательства.
В-шестых, имейте 3-5 объектов инвестирования. Входной чек здесь это позволяет. Так вы хоть как-то распределите риски.
Инвестиции в онлайн школу и онлайн курс: есть разница?
Это зависит от вашего подхода. Например, для меня онлайн школа — это платформа + трафик + онлайн курсы. Можно ли делать онлайн курс без собственной платформы и трафика? Да. Например, на Udemy. Там тебе и платформу предоставят и трафик какой ни какой.
В конце концов, можно использовать Вконтакте как платформу для обучения. Или фейсбук. От туда же забирать трафик. Это существенно снижает объем работ, ну и чек соответственно. Хоть и накладывает существенные ограничения на функционал.
При прочих равных я бы инвестировал именно в онлайн курс на существующей платформе.
Итоги
У меня смешанные чувства. С одной стороны, я знаю, что инвестиции в онлайн школу или онлайн курс — это высокорискованный проект. Но это только, если смотреть на рынок «в среднем». Поэтому вывод будет такой.
Инвестировать надо не в проекты, а в продюсера, если он уже доказал свою профпригодность. Но при этом целить в недооцененных авторов. Кстати, в этой статье можно почитать о том, как найти перспективного автора.
Желаю вам добра и побед!
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->