Статистика – вещь неумолимая. И какая бы картина реальности у вас ни была в голове, цифры внесут коррективы. Никуда от них не деться. И сегодня поговорим о том, что показывают нам эти самые цифры.
Для этого обратимся к индексу Тинькоффа. Хотя вы можете выбрать и другую альтернативу. Например, Сбербанк.
Для начала об общей ситуации в нашей стране: -7% индекс потребления, и -5% обороты бизнеса. Не так сильно, как с ковидом, конечно. Но ощутимо. Особенно потому, что в 2021 мы только начали отыгрывать «ковидный кризис».
Но если копнуть глубже, то мы увидим, что некоторые отрасли пострадали больше, чем другие. Например, расходы на кинотеатры упали на 61% только в этом году. Несмотря на возросший спрос на контент, в связи с уходом зарубежных игроков, заместить его нечем. Люди не ходят в кинотеатры на второсортные российские комедии.
Сейчас можно констатировать медленное, но верное умирание отрасли.
Книгам тоже досталось. Их мы считаем частью самообразования, хотя там и детские книги и раскраски и художественная литература. Но -17% под подушкой не спрячешь.
А вот с образованием всё не так однозначно. Конечно, падение -7% за год – довольно существенное значение. Но если учитывать, что большая часть трат на образование – это иностранные языки, то динамику можно оправдать: зачем учить английский, если применить его не получится.
Вот, кстати, график распределение трат по образовательным категориям.
Почему все не так однозначно? Потому что доходы компаний в сфере образования возросли на 12% год к году. О чем это говорит?
Об инфляции – раз.
Здесь сразу стоит оговориться. Потому что инфляция влияет и на потребительские расходы, которые падают (-7%). Возможно, Тинькофф убирает инфляционные значения из потребительского индекса и оставляет в оборотах компании. А возможно, компании, использующие рассрочку, получают от банка сразу всю сумму. Клиент же платит частями.
Два – о том, что возрос средний чек (хотя конкретных данных об этом пока нет). Три – в кризис люди инвестируют в образование (что, кстати, уже давно не новость). Четыре – в феврале люди закупались на год вперед в страхе, что возможности уже не будет.
Стоит отметить пункт четыре – ажиотажный спрос на всё и вся в феврале 2022. Он был характерен не только для образования, но и почти для всех отраслей.
Насчет среднего чека. Сейчас пока нет данных за 2022 год, но волатильность не такая сильная и значение последние три года (2019, 2020 и 2021) колебалось вокруг 4600 рублей. Например, в 2021 году средний чек по сравнению с 2020 вырос всего на 5%. Опять же, движимый восстановлением экономики.
По данным транзакций клиентов Тинькофф, доля покупок со средним чеком меньше 10 000 ₽ составляет более 90%. Большинство потребителей не готово покупать дорогостоящие курсы или предпочитает разбивать оплату на несколько платежей.
К сожалению, из статистики мы не видим общую стоимость обучения. Но можем констатировать тот факт, что большинство крупных образовательных платформ имеют рассрочку платежа.
Выводы
Образование хоть и не входит в категории жизненно необходимых расходов, как еда или медицина, все же не так потеряла в кризис, как другие отрасли. Впрочем, все, кто хотел пойти учиться, сделали это в конце зимы, начале весны. И я предполагаю, что летом и осенью отрасль ждёт шоковое падение спроса.
Надеюсь, мой прогноз не сбудется.
Желаю добра и побед!
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->