Я полагаю, что одно из ключевых отличий – это процесс обратной связи.
Инфобизнес по своей природе больше тяготеет к медиа формату, когда клиент платит за доступ к контенту. И задача продюсера – развлекать. Примером будет кабельное телевидение, которое десятилетиями генерировало сотни миллиардов долларов ежегодно в Америке. И только последнее время отдает позиции нишевой модели монетизации. Теперь люди больше платят не за пакет каналов, а за бренд. Но суть не поменялась. У нас в России традиционно к этим форматам относятся настороженно.
Пользу инфобизнес начинает приносить ровно в тот момент, когда ему удаётся организовать качественную горизонтальную коммуникацию учащихся. В психологии, например, это называется интервизией. Образование же подразумевает супервизию. Когда есть более опытный коллега, который комментирует работу ученика.
Образование не может быть массовым по определению, потому что обратная связь должна быть содержательной и даже личной. Поэтому ифобизнес перестанет существовать, когда мы научимся автоматизировать качественный фидбек. Но это целиком и полностью зависит от уровня искусственного интеллекта. Пройдет лет пять, прежде чем мы увидим первые прорывы в этой отрасли.
Но есть ещё один момент, который отличает образование от инфобизнеса.
Инфобизнес всегда по любви. Он старается быть таким пушистым, милым другом из соседнего двора, с которым приятно попить пивка или поиграть в боулинг. Который всегда приободрит, поддержит и поднесет мягкие тапочки, чтобы вашим ножкам не было холодно. В образовании же, как и в обычных отношениях мужчины и женщины, после пары-тройки романтических месяцев приходится снимать розовые очки.
Представьте, что человеку необходимо сбросить 25 кг. Научиться танцевать балет. Или выучить язык программирования. Я не говорю про C++, хотя бы Python. Пробовали? Больно? Не больно только в том случае, если вы намеренно избегали трудных задач.
Образование – это там, где надо меняться; где не достаточно знать ответ на 2+2, а предстоит рано или поздно решать задачи про то, как запускать корабли в космос; где ты всегда перед стеной, о которую надо биться раз за разом, прежде чем появится просвет.
Образование такого рода всегда сопряжено с болью. Поэтому там всегда есть учитель, которому есть до тебя дело, и достаточно возможностей, чтобы дотащить силком до цели, если понадобится. Образование – это вынужденное изменение, тогда как инфобизнес – добровольное.
Я считаю, задача продюсера создать такие условия для ученика, чтобы у него не было возможности НЕ измениться. Конечно, в этой системе будет и поощрение, и индивидуальная траектория и место для геймификации найдется. Но также там должно быть место для боли и принуждения, которого современное поколение так боится и не может терпеть. Как это ни парадоксально, но именно это и называется заботой. В инфобизнесе — вы сами по себе.
Всем желаю добра и побед!
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->