Продвижение онлайн курса — это предпоследний этап проекта. Дальше только сопровождение. К этому моменту у вас должна быть, как минимум, определена целевая аудитория и обрисован её портрет. При создании списка из 10 способов продвижения я отталкивался от этого предположения.
5 классических способов
Способ 1. Яндекс Директ и Гугл Адвордс / Таргетинг / Ретаргетинг
Это классический способ продвижения онлайн курса (да и любого . И вдаваться в его детали не буду. Но есть пара моментов, о которых хотел бы упомянуть.
Во-первых, ретаргетинг — это показ объявлений тем юзерам, которые уже заходили на ваш сайт. Но не многие знают, что вы можете показывать рекламу в зависимости от действия юзера на вашем сайте: «дошёл до корзины» — 1 вариант сообщения; «докрутил до цены и ушёл» — второй вариант рекламного сообщения; «просмотрел определенную категорию в магазине» — третий вариант; «прокомментировал на сайте целевую статью» — четвертый вариант и так далее.
Действия в этом случае являются якорями для копирайтера при составлении текста рекламы.
Во-вторых, если вы показываете рекламу тем, кто уже совершил какие-то действия на сайте, то отправляйте их на страницы, которые будут отличаться от тех, которые посещают «новички». Например, если я уже смотрел статью «Как создать онлайн курс», то посадочная страница (лендинг) для ретаргетинга может начинаться со слов «Вы уже хорошо знаете, как создать онлайн курс…»
В-третьих, я предлагаю рассматривать таргетинг и ретаргетинг сообщения не как отдельные события, а как начало пути вашего клиента. То есть рекламное сообщение и посадочная страница (лендинг) должны быть связаны картинкой (стилистикой) и текстом. Самый простой способ связи — личный бренд эксперта в виде фото.
Способ 2. Социальные сети: VK, FB, Instagram
Ещё один классический способ. Но нюансов тут даже больше, чем в Директе. Опишу несколько лайфхаков, на которые вам стоит обратить внимание.
Во Вконтакте есть несколько вариантов рекламы: как в сообществах, так и в директе. Также вы можете показывать рекламу тем людям, которые посещали ваш сайт. Непосредственно у директа есть несколько вариантов рекламы: слева под меню и в новостной строке. Попробуйте их все и замерьте эффективность.
Возможности ретаргетинга есть и у Фейсбука с Инстаграмом.
Не забывайте использовать кнопки «Поделиться в ВК / ФБ / … «, которые можно ставить рядом с блогом. Это классика и вы наверняка уже внедрили это на своем блоге. Но есть нюансы. Во-первых, поместите количество репостов вашей статьи, чтобы другие люди видели его. Это социальное доказательство и мотивирует людей активнее репостить ваше сообщение. Во-вторых, закройте часть статьи на сайте до момента, пока пользователь не совершит какое-либо действие в социальной сети.
Выглядит это следующим образом. «Поделись статьей в фейсбуке и тебе откроется доступ к контенту.» Это техническое новшество, которое мы легко можем внедрить на любом сайте. Вариацию этого подхода вы увидите ниже.
Способ 3. Медиа реклама на сайтах, которые посещает целевая аудитория
Этот способ стар как сам интернет. Но если вы точно знаете, кто ваша целевая аудитория, и смогли определить сайты, которые она посещает, то эффективность рекламы, а вместе с ней и цена за лид, будет конкурентоспособной.
Способ 4. Скрытая реклама на форумах и в открытых сообществах
Что это такое и как это работает?
Например, вы продаете товары для детей. Ваша целевая аудитория — родители, а точнее мамы. Вы находите форумы для мам и похожие темы, где можете «упомянуть» ваш продукт. А потом создаете свою ветку, где предлагаете обсудить категорию товара, а потом и сам товар. Если вы сделали свою работу качественно, то другие пользователи не поймут, что вы что-то рекламируете. И будут относиться к вашему отзыву / совету без пристрастия.
Партизанский маркетинг вряд ли когда-нибудь потеряет свою актуальность. Конечно, у него есть ряд минусов. Например, ресурсоемкость каждого отдельного проекта. Но включить его в свою стратегию продвижения вам точно необходимо.
Способ 5. SEO
Если вы ещё не в курсе, то SEO расшифровывается как Search Engine Optimization. А простым языком — оптимизация страниц вашего сайта для поисковиков Яндекс и Гугл. Цель SEO — продвинуть ваш сайт как можно выше в поисковой выдаче.
На данный момент на конкурентном поле для поисковых запросов с высоким рейтингом почти невозможно пробиться в топ. Поэтому если вы только планируете продвижение онлайн курса или онлайн школы в Яндексе или Гугле, то стоит сосредоточиться на низкочастотных или среднечастотных запросах.
Выберите тематику и проанализируйте поисковые запросы на Wordstat. Даже запросы с 20-50-100 хитами в месяц могут стать вашей целью первое время.
5 современных способов
Способ 6. Личный бренд
В современных медиа часто продвижение онлайн курса полностью ложиться на плечи его автора. Чем более раскрученным будет его личный бренд, тем больше вероятность, что запуск курса пройдет успешно и вы достигните оптимистичных прогнозов.
Во-первых, потому что люди больше доверяют другим людям, чем компаниям. Во-вторых, потому что автору = эксперту проще сформировать лояльное сообщество вокруг своего аккаунта в социальной сети, чем компании (даже если контент будет одинаковым).
Авторы с раскрученным личным брендом, как топовые актеры, только своим именем могут сделать «кассу». Поэтому любой продюсер, когда оценивает перспективы онлайн курса, должен включить в расчет медиа активы автора. При прочих равных, автор с большей аудиторией рассматривается, как более предпочтительная кандидатура для инвестиций.
Стоит помнить, что раскрученный бренд автора никак не влияет на качество обучения (нет никакой прямой, обратной или косвенной связи). Пускай для вас это выглядит как предупреждение.
Способ 7. Агрегаторы курсов
Если вы рассчитывали на то, что агрегаторы типа Udemy или CourseOn могут стать основной площадкой для вашего образовательного бизнеса, то спешу вас огорчить. Но есть хорошая новость: эти платформы можно использовать для продвижения своего проекта. Работает это так:
Ключевой момент здесь в том, что на таких порталах есть органический трафик, за который вы не будете платить. Но если вы рассчитываете продавать что-то дорогое на таких платформах, то вас ждет разочарование. Дороже 10-20 $ вам ничего продать не удастся.
Способ 8. Лидеры мнений
Этот способ своего рода производная от способа «Личный бренд».
Предположим, что у вашего автора медиа присутствие стремится к нулю. Поэтому вам необходимо обратиться к тем, у кого уже есть лояльная аудитория и попросить таких лидеров мнений прорекламировать ваш проект. Как и на каких условиях вы будете договариваться с ними не так важно: кто-то попросит гонорар, кто-то просто доступ к курсам, а кто-то сделает «по дружбе».
Важнее то, какой процент аудитории лидера мнений относится к вашей целевой. Если больше 50-60%, то даже серьезные инвестиции могут себя окупить. Продвижение онлайн курса с помощью лидеров мнений я считаю самым эффективным способом после личного бренда в краткосрочной перспективе.
Способ 9. Аффилиатные программы
Старый добрый MLM. Как это ни странно, но аффилиатные программы — это производная от лидеров мнений, но с уклоном в техническую составляющую. Аффилиат — это тот же лидер мнения, который размещает рекламу вашего проекта на своем сайте. Но платите вы ему за каждого приведенного клиента. Точный учет лидов помогают вести аффилиатные ссылки: у каждого аффилиата она своя и уникальная.
Например, у аффилиата есть сайт с большим трафиком. И он хочет на нем заработать больше, чем ему дает Adsense или Яндекс.Директ. Поэтому он размещает вашу рекламу.
Важно понимать, что ручной учет аффилиатов почти невозможен, поэтому у вас должно быть продуманное автоматизированное решение. Большой плюс аффилиатных программ в том, что вам не надо тратить времени и существенных денег на их продвижение. Если схема работает, то аффилиаты сами вас найдут. Классический win-win-win (вы-аффилиат-клиенты)/
Способ 10. Email — маркетинг
Нельзя назвать этот способ современным, но в последние годы он получил второе (десятое?) дыхание. В своих системах мы используем mailchimp, но вам могут быть полезны getresponse, infusionsoft, hubspot и т.д.
Что нового в этом способе?
Во-первых, email-маркетинг в долгосрочной перспективе самый эффективный способ продвижения онлайн курсов (после личного бренда).
Во-вторых, сервис рассылок должен быть интегрирован на обучающую и маркетинговую платформу. Это значит, что вы можете делать таргетированные рассылки вашим клиентам (тот же принцип действия, что и у ретаргетинга).
В-третьих, email-маркетинг стал неотъемлемой частью автоматизированных воронок продаж.
Несмотря на то, что я поставил email-маркетинг в конце списка, внедряем мы его уже на старте работ по продвижению онлайн курса.
Выводы
Продвижение онлайн курса — это комплексный процесс. В зависимости от темы, ниши, авторов и предпочтений продюсера стратегия и тактика будут меняться. Что сработало на одном проекте, может оказаться абсолютно бесполезным на другом. Поэтому возьмите себе за привычку постоянно тестировать новые подходы к продвижению и варьировать старые.
Впрочем, те варианты, которые я указал выше, подтвердили свою эффективность на моих проектах. Смело можете брать их в свой арсенал.
Желаю вам добра и побед!
Читать во Вконтакте -> или Телеграм ->